Турецкий поход

 

Фотографии этого похода

 

Первоначально поход под парусом планировался как «греческий», но, столкнувшись с необходимостью оплачивать в дополнение к шенгенской визе еще и совершенно не нужный нам отель на весь срок пребывания, мы изменили свой план.

Парусный катамаран «Байкал» был заказан в фирме «Кулик» в морском исполнении – максимум нержавеющих деталей. Решение, как показал опыт, исключительно правильное. Теперь уже можно сказать, что испытания судна мы провели, и оно не подвело.

Выбор Антальи в качестве начальной точки маршрута определялся самыми дешевыми авиабилетами. В фирме «Jazz-travel», где мы заказывали билеты, нам предложили взять дополнительно два билета на груз, и тем самым решить проблему перевозки яхты. Билеты мы отследили самостоятельно на их сайте (к сожалению, контора исчезла сразу после наводнения на Цейлоне, куда мы, кстати, собирались лететь в декабре). Итак, в тот момент, когда были выставлены билеты по 70$ (обычная их цена – 250$-280$), мы тут же приобрели их.

В аэропорту проблем, можно сказать, не возникло, если не считать, что доблестные грузчики а/п Кольцово вымогнули у нас 1800 р. за то, чтобы перенести наши 4 сумки (с яхтой) в пределах 30 метров той зоны, куда провожающих уже не пускают. Взятые два билета на яхту вызвали удивление на багажном контроле, но нас пропустили. В таможенную декларацию занесли почти весь список комплектующих катамарана и указали вес (220 кг) – и правильно сделали: при возвращении не было никаких проблем с таможней.

Кстати, грузчики не понадобились бы, если бы нас было больше. А было только двое – Татьяна Райхерт и Дмитрий Гаджиев. Как это ни кажется удивительно, мы так и не смогли найти компаньонов, желающих совершить морское путешествие под парусом. Вообще-то наше судно рассчитано на больший экипаж, и до последнего момента  мы надеялись, что кто-нибудь решится, и нас будет трое-четверо. Было бы легче в смысле транспортировки яхты и подхода/отхода от берега. Конечно, и вдвоем справились, но было жалко знакомых, которые добровольно отказали себе в таком удовольствии. Кроме того, мы думали, что если отправимся только вдвоем, будут проблемы с выходом в город. Ведь кто-то же должен оставаться на берегу охранять яхту. Тогда в город сможет уходить только один из нас. Ну, думаем, ладно. Может, будем останавливаться в маринах или договариваться с кем-нибудь на счет охраны лодки(?).

Все это оказалось напрасным переживанием, в Турции не воруют, то есть вообще не берут чужие вещи. И если в первый раз, уходя в кафе, чуть ли не бегом возвращались на берег, не зная, что нас ждет, не открутили ли чего? То к концу путешествия были уже абсолютно уверены в безопасности нашего имущества, и спокойно, выходя на берег и оставляя яхту на пляже, садились на автобус и уезжали в другой город на целый день. За весь срок пребывания в Турции не пропало ничего. А еще мы не видели пьяных – ни турок, ни приезжих. Может, это как-то взаимосвязано?

Для общения в Турции нужен язык. Если не турецкий, то английский –  по-английски говорят все, даже если это продуктовый магазин маленького «нетуристического» поселка. Чуть менее популярен немецкий, но тоже очень часто предлагался для общения. Русский встречался только на «русских» курортах (Анталья, Мармарис, Бодрум). Так что самое надежное – знать английский, ну или выучить 20-30 фраз по-турецки. Что тоже не повредит культурному человеку.

В аэропорте Антальи мы обнаружили наши сумки с яхтой спокойно стоящими в зале прибытия. Никто не вымогал за их доставку. Чтобы объяснить всем, кто интересовался, что у нас за груз, догадались взять фотографию лодки, и это всех удовлетворяло. Таксисты у аэропорта с воодушевлением восприняли просьбу отвезти нас к морю («Дениз» – первое слово, которое мы выучили по-турецки). Нашу яхту запихнули в салон «Форда», так что водителю пришлось скрючиться, но никто не возмущался и не предлагал заплатить по двойному тарифу. Мы сели во вторую машину и примерно через полчаса были доставлены к морю, по всей видимости, на городской пляж. Заплатили по счетчику. Немного на чай.

Первую ночь спали в своих мешках просто под открытым небом.

Проснувшись следующим утром еще до 6 часов, начали собирать яхту. Уже часам к 8 поняли, что в Турции очень жарко. Думали, конечно, что будет жарко, но так! По этой причине процесс сборки лодки шел медленнее, чем обычно, приходилось периодически окунаться в море. Не только устали от жары, но и обгорели. Зато вызывали всеобщий интерес. Многие спрашивали, что да как, многие предлагали помощь. Помощь действительно понадобилась, чтобы ставить мачту. Как написано в инструкции у Кулика, делается это «силами двух человек». Вызвались помогать человек 6. В суматохе не заметили, что все веревки остались наверху. Силы были на исходе, плюс эта жара – чуть не заплакали. Пришлось снова обратиться к тем же ребятам, чтобы снять мачту и еще раз поставить. Я думаю, они так и не поняли, зачем это делалось два раза. В конце концов, к вечеру все было готово. Пошли в город пить кофе и закупать продукты.

Первоначально рассчитывали, что сможем готовить и питаться в дороге. Для этого взяли с собой компактную газовую плиту корейского производства. Баллоны же к этой плите не взяли, в полной уверенности, что, во-первых, газовые баллоны не пропустят в самолет (в чем ошиблись), а во-вторых, сможем купить газ на месте (в чем также ошиблись: такого типа нам найти не удалось, а газовые горелки местного формата мы встретили слишком поздно). Таким образом, в дороге питались, если так можно назвать, «сухим пайком»: хлеб, помидоры, разные сыры, разные оливки, консервы – тушеная фасоль, баклажаны, долма. Купили термос – пили кофе. Заполняли термос периодически в кафе, просто просили налить кипятка («сиджак су»), отказа никогда не получали.

30.07.04. Старт. Анталья. Первый день пути. Отходим спокойно в 7 утра. Ветра почти нет. Поглядываем на GPS (E-trex Vista). Идем до 12.30. Заходим в Кемер поискать мотор. Магазинов нет, одни отели. Жара. Кафе: 4 чашки кофе » 200 р. Идем обратно полтора километра. Отходим от берега в 14.30, ветер встречный, идем галсами. Замучили парасейлинги: так и норовят зацепиться за мачту. Наблюдаем ЧП: перевернулся небольшой пляжный катамаран, там 3 человека, немцы. Подошли, говорим, снимайте парус. Подоспела спасательная лодка. Ales gute. Мы пошли. Идем ничего себе так, но ветер встречный (ветер южный, как потом оказалось – традиционный для августа). Часов в 8 вечера ветер пропал. Темно. Стоим напротив высокой скалы. Бухта. Пляж. Решили ночевать в бухте. Там яхты. Большие, с десяток. Не видно, как подходить. Из темноты возникла моторка. Предлагают помощь. Буксир. Говорят, на берег нельзя, проблемы: Antik Sity. Памятник. Мы говорим, «no anker». Хозяин яхты «Сулейман бей» предлагает пришвартоваться к нему. Благодарим. Ночуем на воде.

01.08.04. Утро, 6 часов. Хотим идти. Вышли в море, ветра нет. Почти не движемся. Часа через три подходит катер. Знакомимся с Хасаном. Говорит, что спортсмен, профессиональный парусник. Узнает, что мы русские, удивляется. Говорит по-немецки. Горячо приглашает в гости. Говорит, вы что? Куда без мотора? По-русски знает одно выражение: «Wind – какашка». Прибыли на пляж какого-то отеля поселка Текирово. Купаемся, загораем, кушаем (угощают). Знакомимся с персоналом конторы «Водный спорт»: загорелые ребята, всё – бегом. Переводчик со всех языков – Давлет – парень лет 20, оказывается членом коммунистической партии(?). Все время пытет: «Почему вам не нравится коммунизм? У вас же так хорошо было? Все поровну». Хасан хочет помочь нам купить мотор.

С этим мотором получилась целая история. Мы планировали купить мотор в Турции. Рассуждали так: морская страна – выбор должен быть огромный, цены – низкие. Вышло не так. Мотор можно было купить там, где есть марина – в более-менее крупном городе, но цены на новые моторы совсем не низкие. Хасан, предлагавший нам помощь, имел персональную скидку как владелец конторы «Водный спорт». Теперь уже абсолютно понятно, что нам хотели помочь и не собрались обманывать. На нас же лежала печать российского воспитания: нельзя сказать, что мы доверяли ему полностью, и когда отдали деньги, чтобы нам привезли мотор, чувствовали себя не очень уютно. Мотор привезли, но не утром, а вечером и не 3.3 с длинной ногой, а 2.5 с короткой, убеждая нас, что это одно и то же. Это только усилило наш скепсис. Обещали все сделать, теперь уже как надо, завтра утром. Но сил ждать не было, хотелось в море (ведь до этого было лишь полтора дня пути).

Еще раз надо подчеркнуть, что нас не собирались обманывать, и если набрались бы терпения, получили бы то, что хотели.

Конечно, дни проведенные в Текирове, нельзя назвать потерянными: съездили на автобусе в соседние города, сходили на своем катамаране на острова, увидели впервые дельфинов. С ребятами из «Водного спорта», можно сказать, сдружились. Нас по дружбе покатали на парасейле. Но, честно говоря, это развлечение для детей: когда тебя поднимают на парашюте и тянут на веревке, не случается никаких острых ощущений, гораздо больше адреналина получили от первого шторма. Там же, в Текирове, познакомились с инструкторами дайвинга: муж – турок, жена – русская: общаться было легко и приятно, поучились погружаться с аквалангом.

Отправились утром следующего дня на свой страх и риск. Почти каждый день потом повторяли, «вот если б был мотор…», но все шли и шли без мотора.

По дороге в марине прекрасного города Финики купили морскую карту. Как оказалось, очень вовремя. Для стоянки нам нужен был пляж, и до Фиников почти вся береговая линия и была пляжем. Думали, так будет и дальше. Но весь юг Турции оказался сплошной скалой, и без карты, где были обозначены даже самые маленькие пляжики, мы могли бы попасть в тяжелое положение. Был бы мотор – не так опасно.

Вторая серия про мотор была связана как раз со скалистым участком пути. Неподалеку от города Каш к нам подошла яхта «Дайвинг-школа города Каш». Ее хозяин – Левит, парень лет 30, оказался любителем катамаранов. Нас пригласили в гости, и первый вопрос: «Почему вы без мотора?». Желая нам помочь, он предложил свой совершенно новый 4-тактный мотор «Jonson 5» за 1000$. Мы сразу хотели его забрать. Уже поставили на катамаран, опробовали, практически договорились, но хозяин просил подождать минутку, чтобы позвонить в магазин. Он тоже имел персональную скидку. Ему назвали цену 1100$. Из-за этих 100$ мы и остались опять без мотора. Не имея еще авиабилетов на обратную дорогу, боялись превысить лимит денежных запасов.

Тем не менее, ночевали по приглашению Левита на его яхте, к ней же пришвартовали свою лодку в марине. В бухте города Каш пляжей не оказалось. Сам город – шикарный.

На утро старый моряк отбуксировал нас в море, сказал «Я Алла!», и мы отправились дальше. Тогда-то мы первый раз и попали в шторм. Вода встает впереди высотой до половины мачты. Влетаешь на нее с мелким дребезжанием всего корпуса и рангоута, с волны – вниз. Ветер встречный, сильный. Эффект движения – полный, смотришь на GPS – скорость 1,5 км/ч.  Через 5-6 часов борьбы поняли, что до ближайшей точки не дойти, оставалось одно – вернуться. Развернулись и на попутном ветре долетели до греческого острова Кастелорица. Остров тоже – сплошная скала. Нашли бетонную площадку для вытаскивания лодок и вышли на берег буквально в «огороде» какого-то грека. Он только спросил, почему флаг турецкий?

Греция поразила своей размеренностью и безразличием, даже пустынностью. Нами никто не интересовался, никто не проверял документы, хотя между Турцией и Грецией – визовый режим. Только к вечеру повыползали отдыхающие и местные жители, чтобы заполнить рестораны.

Посещение греческого Родоса впоследствии произвело такое же, или даже еще более «сонное» впечатление.

Самый жуткий случай нашего путешествия был связан не со штормом, а с электричеством. Трудно себе представить, что в море можно навалиться на ЛЭП. Это случилось при осмотре бухты затонувшего античного города Кекова. Проходя вдоль берега в поисках стоянки, только в последнюю секунду заметили провода, которые были перекинуты к ресторану. Через мгновение мачта легла на них. Искры во все стороны. Все вокруг мокрое. Соображаем, что делать. Дима достал весло с пластмассовой лопастью и кое-как повернул руль. Секунда ожидания. Сменился галс, мы выдохнули и поздравили друг друга с новым днем рождения. Стоянку нашли-таки позже и пошли в ресторан праздновать. Опять живы!

Вообще за 30 дней путешествия не было ни одного дня без СЛУЧАЯ.

Например, на берегу поселка Чирали нас ждал приятный сюрприз. Вышли на берег уже поздно. Познакомились с турком Вейселем, который, не зная ни одного слова на иностранных языках, оказался таким любопытным и доброжелательным, что принес арбуз и дыню, надо полагать, чтобы завести разговор. Говорить, правда, было «не на чем», наш турецкий тоже… Мы были приглашены в гости. Семья Вейселя (жена, дети и другие родственники) отдыхала на этом же берегу в кемпинге. Чудесный вечер с «Раки» (анисовая водка) и непринужденная беседа через дочку Вейселя, изучающую в школе английский.

Возвращаясь уже в темноте, включили фонарь. Тут же появились люди с рацией и объяснили, что свет включать нельзя – большие проблемы. Причина проблем – «Карета-карета».  Не сразу мы поняли, что речь идет о черепахах. Требуют срочно покинуть берег. Мы опять за своё: «no anker, no wind, no motor». Кое-как договорились остаться до 6 утра. Ночью из моря действительно вышла большая (не меньше метра в диаметре) черепашища, выкопала яму и отложила яйца. Утром же на пляж пришли серьёзные мужики и, приседая около гнезд (которые были отмечены сетками, см. фото), записывали вновь народившихся черепашат и поливали им дорогу к морю. Зрелище умилительное!

По прошествии двух недель мы решили поинтересоваться билетами на обратную дорогу. Тем более, что по курсу был Даламан. Каково же было наше удивление, когда в аэропорту не оказалось касс с билетами на международные рейсы. Все заорганизовано и делается только через агентства. В первом турагентстве, куда мы обратились по телефону, нас не отфутболили напрямую, но сказали перезвонить завтра. Так, переходя из города в город, мы несколько раз звонили «завтра», пока не добрались до Мармариса. Там посетили Интернет-кафе и нашли подходящие билеты. (Кстати, на турецкой клавиатуре две буквы “i”, одна с точкой, другая – без, надо быть внимательным). В следующей конторе мы сообщили, что хотим приобрести 4 билета (ссылаемся на сайт): два на себя, два – на яхту. Нам говорят: «No problem, оставляйте 320$, завтра ваши билеты самолетом прибудут из Екатеринбурга». Похоже на сказку. Но деньги оставляем уже без тени сомнения. Билеты мы получили не только в указанный срок, но и без всяких комиссионных.

Оставшегося до отлета времени было достаточно, чтобы сходить на Родос, вернуться к турецким берегам и дойти до Бодрума. Начиная с Мармариса,  шли уже по Эгейскому морю, как традиционно считается. Такое же синее, как Средиземное. Единственное отличие – обилие островов. Быстро поняли, что счастье надо искать в море, подальше от берега. Между островов  в узкостях лучше не ходить: слишком мало места для маневра, очень оживленное движение и много любопытных взглянуть с третьей палубы, «а кто это там внизу?».

В аэропорт Миласа привезли свою яхту за сутки до вылета, опасаясь, что возникнут какие-нибудь накладки с доставкой. Восток, думаем, дело тонкое. Мало ли. Опять зря беспокоились. Водитель грузовичка Мохаммед появился за полчаса до оговоренного времени и помог не только загрузить яхту, но и выгрузить ее в аэропорту, кроме того, объяснил охране, что за груз, и все – «за те же деньги». В общем, поступил очень по-человечески. Как, видимо, поступают все турки.

Оставшийся день мы решили провести в ближайшем городе – Миласе. Возле а/п попытались самостоятельно найти рейсовый транспорт, но столкнулись с той же заорганизованностью: вся площадь была заполнена только автобусами турфирм. Еще такси, и больше ничего. Обратились к милой русской девушке-гиду, встречающей группы. Следующий диалог стоит того, чтобы его процитировать.

Мы:  – Девушка, не подскажете, как добраться до Миласа?

Девушка: – Вы что, в Милас хотите поехать? Вам, наверное, в Бодрум надо?

Мы: – Да нет, нам в Милас, он гораздо ближе, а мы, так, без определенной цели, пообедать, погулять, в общем, время провести.

Девушка: – Так я и говорю, вам надо в Бодрум. Милас – турецкий город.

Мы, переглянувшись: – А Бодрум что, уже наш?

Девушка: – Бодрум – русский курорт, а в Миласе живет местное население. Что там увидишь?

Мы: – Спасибо.

В Милас мы уехали на такси. Весь вечер в городе, где «живет местное население», было ощущение праздника. Часам к 10 количество народу на улицах достигло критического. В общем, для массовой драки в России достаточно, еще чуть-чуть, и хватило бы на небольшую революцию. Но нет, все чинно-благородно. Люди гуляли, было много детей на улице, никто никого не трогал, работали все фонтаны и фонари. Не работала только полиция. В одном кафе сидели 70 мужиков, смотрели футбол и пили чай. В другом, что нас добило окончательно, – сидела чисто мужская компания, все ели фисташковое мороженное (?).

 

Вот, пожалуй, основные формальные моменты нашей поездки. За этот месяц пройдено около 1000 км под парусом.

Про море писать бесполезно, лучше на нем побывать. 

 

Замечания (для тех, у кого в планах – возвращение домой)

Фотографии этого похода

На главную

 

 

 

Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика