На главную

 

2009: деньги на ветер – наша версия.

 

В деле развития редкого пока в нашей стране вида спорта «Завези детей подальше и верни их в том же количестве» наш экипаж достиг новых высот. На автомобиле «Адмирал» (это марка) в составе: Саша – дочь (6 лет), Жора – сын (9 лет), Татьяна – штурман и я – просто безумец,  стартовали с Уральских гор в направлении столицы. Чтобы обозначить нашу необъятную любовь к морю, на крышу несгибаемого автомобиля был погружен разборный парусный катамаран «Байкал-22». С виду – милые дачники едут на отдых, если не брать во внимание, что до ближайшего моря три тысячи км.

Идея была в следующем. В Москве встретиться с парусно-автомобильной четой Шмерлингов, которые всю зиму вынашивали план, как похитрее забить варягам баки, избороздить пролив Скагеррак и побывав во всех омываемых им странах.

После недельного путешествия автомобиль уперся в Балтийское море на территории Финляндии. Дети с опаской подошли к водоёму. Ввиду отсутствия образования, непонимания стихов Бродского и сурового аскетизма Блока, а также незнания песни «… будет долго Карелия сниться» - поколение next заявило, что их надули. «Море – оно синее, и в нем – рыбы», - робко сказала Саша, избалованная Средиземноморьем. «А здесь +8 и шерстяные носки», - мрачно добавил взрослый Жора.

     

Белёсая финская ночь холодным туманом спускалась на поляну. На опушке дремали журавли и косули. Два человека распивали коньяк, разложив закуску на капоте авто. В палатке сопели дети. Загадка. С той стороны границы – мышь в лесу – событие, а здесь – зоопарк какой-то. Откуда у косули представление о демаркационной линии? Жуём, молчим, приехали…

Бог видит, начал не я. «А у Мустафы (старый друг с берега Средиземного моря) баклажаны поспели в открытом грунте», - в задумчивости пробормотала Татьяна, заедая коньяк чипсами. «Да и кальмар, наверное, уже пошёл», - глядя в сторону, ответил я. Короче, не планируйте путешествие, обдувшись коньяка. Через час освещённая фонариком кучка купюр разных стран, включая мелочь, была тщательно пересчитана. Денег хватало до южного побережья Турции. Двух пьяных путешественников почему-то это устраивало.

Утром в Хельсинки, простившись со Шмерлингами, невнятно объяснив причину отклонения от маршрута, дачники погрузились на паром до германского Ростока.

     

Затем пришлось пересечь еще восемь стран.

По дороге было две попытки угомонить свой парусный зуд. Первая попытка случилась в Австрии, на озере Нойзидлер Зее. Озеро встретило лесом мачт, торчащих из болотного камыша и свистом летящего параллельно земле холодного дождя. С чувством беспокойства за судьбу австрийского яхтинга мы позорно бежали дальше.

 

При подъезде к Дунаю нас осеняет план сплава по нему до Черного моря с посещением Дунайских столиц. Но радио Будапешта предупредило, что, в связи с наводнением, даже стулья с трудом проплывают под знаменитыми мостами. И мы отступились.

Непрерывный грохот гроз сопровождал нас до самого Золотого моста через Босфор. Последнюю грозу мы видели, всходя на паром, идущий через Мраморное море. Позади остался шенген. В тысячный раз рассказывать о Европе – труд напрасный.

 

Из поразившего.

Для всей Европы – начиная с придорожных кафе и заканчивая историческими центрами – бесчисленное количество незагаженых детских площадок.

    

В Германии. Красавец и умница Берлин. Пробок НЕТ в этом «городке», хотя в поисках места жительства друзей город бал пересечен на два раза. Берлинский Аквадом (лифт внутри аквариума): дороговато, но кассиры сговорчивы на скидки.

     

В Венгрии. Поразило отсутствие всякого интереса жителей Будапешта к черешне: пришлось популяризировать этот фрукт, остановившись у родни на пару дней. В Чехии. Концерт зачем-то специально для наших детей устроенный в кукольном магазине г. Праги.

 

В Сербии поразило злое намерение братьев-славян угнать нашего железного коня, пока мы осматривали музей этнографии г. Белграда. Зато повеселили такие вывески.

    

Ну и конечно, колоссальный Стамбул, завораживающий фантастически быстрым ночным трафиком.

Впереди была Малая Азия. Дети давно уже считают наш рассказ о море следствием переутомления и не скрывают свой пессимизм еще раз когда-нибудь увидеть бабушку. Одинаково привычно заходят они в костёл, в мечеть и заползают ночевать в палатку. Значит, финиш близко.

Наконец, как-то ночью, недели через три после старта, под знойный треск цикад и шум прибоя Мустафа с керосиновой лампой в руке обошёл огромный пыльный автомобиль, остановившийся у его сада. Мы были почти дома, мы были почти счастливы. Почти, потому что как минимум два члена экипажа понимали, что, находясь в 300 км от Афин, попасть в городок на краю восточной Сибири можно, если еще немного прокатиться.

    

Катамаран, «находившийся» на чужом горбу по суровым морям, не без удовольствия плюхнулся в лазурь теплого моря. Это была настоящая Турция. Рассказать о которой человеку, видевшему её из окна 5-звёздочного «всё включено», невозможно. Нет, ребята, это сказка, сказка Шахерезады, а не вечернее шоу трансвеститов в безликом отеле. Это восток, настоящий восток – «жадный, честный, скромный», как говаривал классик. Если вы не представились на въезде в страну вроде  «здравствуйте, я - денежный мешок», и у вас нет надписи на чемодане «турист, готовый к дойке», то с вами могут произойти разные истории, грустные и весёлые, но не тоскливые и пошлые, как прилавок «дьюти фри». Или вот такая.

 

***

Жара. Мармарис. Мы с Мустафой в таможенном терминале спорим с потным пограничником о том, что мы не должны платить 50$ за посылку, которую я отправил сам себе с Урала в Турцию.

- Да и хрен с тобой, - говорю я по-русски, поворачиваясь к выходу, - В конце концов, всё равно обратно отошлёте.

-  Нет, нет, - заорал Мустафа, цепляясь за мою футболку, - давай пополам заплатим по 25$, и она наша.

Мустафе очень хотелось посылку. В ней находилось подобие пляжного банана, изготовленного фирмой Кулика, и это грозило новым витком нашего пляжного бизнеса в глухой приморской деревеньке Мезюдья, откуда мы и прибыли. Чёрт с тобой! Уплачено – получено. Мы тащимся через знойный город с холщевым мешком внушительных размеров, куда пограничники затолкали проклятый банан. Мы уже знаем, как вернёмся в обласканную свежим бризом милую сердцу деревню – это будет шикарный мерседес, который ждёт нас на центральной площади. На мерседесе – сын Мустафы с семьёй. Они едут из Голландии на побывку домой. Это традиция. Плох тот турок, который едет из Европы на авто рангом ниже.

Встречаемся, целуемся. Мешок бросаем рядом с мерседесом – воровство в Турции крайне непопулярно. Идём в придорожное кафе выпить чая да айрана за встречу. Спустя 15 минут, выйдя из чайной мы не обнаружили … мешка. Мерседес стоял открытым, но спёрли почему-то мешок. Грузный турок с волосатым торсом, пьющий чай на балконе второго этажа, сообщил, что если мы еще какое-то время будем орать и махать руками от возмущения, то мусорная машина, увезшая наш мешок, уедет ещё дальше. Началась погоня. Очень быстро стало понятно, что в крупном турецком городе мусорных машин очень много. Следующие часа три мы выясняли содержимое этих машин. Исследования показали, что средний турок выкидывает в мусор, к сожалению, хорошего выкидывается мало – в основном, помои какие-то.

И вот, на краю надежды, когда  наш виниловый банан мог навеки присоединиться к своим овощным братьям, добрый человек подсказал нам, что в мэрии есть служба, отслеживающая мусоровозы. Полчаса, и мы - грязные, но счастливые, держим мешок, наполненный арбузными корками, под которыми лежит злополучный пляжный аттракцион. Оставляя за собой лёгкое амбре, мерседес покидал раскалённый город. С тех пор это весёлое изделие, лежащее на морском берегу, носит название «чоп-бот». «Чоп» по-турецки – мусор.

 

 

***

А потом было десять дней солёного морского счастья. Ветер, острова, баклажаны, возня с новым швертом. Сказки.

        

Попрощавшись с Мустафой и взяв курс на Трабзон, мы по диагонали пересекли Турцию. Дорога идёт через древнюю Кападокию. Не ездите туда, где люди живут продажей сувениров. Возьмите авто на прокат, поезжайте в турецкие пикули, посмотрите на это. Последние 2000 лет жители области решали квартирный вопрос с помощью рытья дыр в местных скалах. Порода, конечно, мягкая…, но должны вам сказать, упорство грандиозное.

         

Поднявшись до снежных перевалов по дороге Зара-Гиресун, мы начали спуск по серпантину к  Черноморским субтропикам северной Турции. Можем заявить ответственно общее мнение. За всю жизнь, состоящую, во многом, из путешествий, красивее дороги мы не видели.

 

Турецкое Черноморское побережье очень напоминает наше с той лишь разницей, что попасть на пляж можно, не пролезая с шезлонгом наперевес под нефтеналивной железнодорожной цистерной. Восток здесь прянее и колоритнее, чем на Эгейском побережье. Мы в Трабзоне. Мы на распутье. В кармане 600$  и надо решать. Первая дорога: Турция-Грузия-Россия. Плюсы: дешёвое, не попавшее под всевидящий сглаз Онишенко «Васисубани». Противопоказания: идиоты, с увлечением ведущие идиотскую войну. Вторая дорога: Турция-Иран-Азербайджан. Плюсы: дешёвый (2 цента) иранский бензин. Противопоказания: большая залоговая сумма въезда на своём автомобиле, ну и конечно, «неподкупные» азербайджанские пограничники. Турецко-армянская граница не рассматривается. Единственный пропускной пункт обслуживает двух человек – президентов Турции и Армении, посещающих футбольные матчи друг друга.

Задачу решает гудок парома «Трабзон», стоящего под парами, и восточная уступчивость билетного заправилы. Нас четверых, авто и поклажу доставят в Сочи за 500$. Мы устали, мы согласны.

   

Путешествие из Сочи на Урал описывать не хочу, всё равно всё сведётся к сравнению дорог. И это, по-моему, уже кто-то делал. Гоголь, вроде.

 

 

***

Ужасы. Ужасы традиционные: граница, гаишники. Как это не печально, ужасы начинаются и заканчиваются на нашей стороне. 

***

Основные цены.

- Паром Хельсинки-Росток: 4 человека + авто = 512 евро. Каюта, удобства того стоят. По сути – двухдневный круиз по Балтийскому морю.

- Бензин: в Европе 1,1-1,3 Евро, в Турции – 1,5.

- Ночёвки: палатку можно поставить везде.

- Международное удостоверение преподавателя (ITIC) – аналог студенческого ISIC, - вещь беспонтовая, кассиры долго рассматривают, скидок не дают.

***

Это интересно. Полуторасуточное пережидание черноморского шторма на борту парома подарило знакомство с иранцем Парвизом, от которого мы узнали об иранском консульстве в Астрахани и существующем пароме из порта (пристани?) Оля на иранский берег Каспия. Персидский залив не так далёк?

 

На главную

 

 

Hosted by uCoz